Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема мотивации учебной деятельности в последнее время приобретает наибольшую актуальность. Современное общество склонно иметь людей с высокоприоритетной ступенью профессиональных навыков, проявляя находчивость, практичность, изобретательность, творческую проявленность и волевую активную деятельность.
Мобильность является одним из основных качеств развития личности, которая придерживается к ответственности и самостоятельности решения, где всегда ожидается успех в самореализации. Мотивация, формирующаяся у человека, является неотделимой частью от самосовершенствования личности. В периоды изменений, во времена кризиса, а также в массу иных причин, которые влекут к перестройке, зарождаются новые мотивы.
Соответственно, из-за зарождения новых мотивов, возникают обновления в перестройке самой личности. Проблема мотивации профессиональной деятельности, заключается в том, когда человек начинает осознавать потребность в обучении, он приступает к нему, как к хорошо сформированной деятельности.
Одной из главных на сегодняшний день проблем современного мотивационного обучения является профессиональная деятельность студентов, как в педагогике, так и в психологии. Данная проблема настолько широка, что ей занимались многие зарубежные и отечественные ученые, например такие как: К. Левин (методом экспериментирования изучал мотивы поведения человека и дал начало в изучении потребностей человека); В.Г. Асеев, А.А. Файзуллаев, Л.И. Бoжoвич (изучили структуру развития мотивации); А.К. Маркова, Юркевич В.С, Н.В. Афанасьева (проводили исследования по видам мотивации учебной деятельности).
Как сам процесс совершенствования будущих выпускников специалистов на различные категории образования, наиболее приемлемым считается мотивация студентов.
Важнейшей чертой, которую определило Министерство образования, является - самостоятельная подготовка профессионально-творческой деятельности, которая характеризует развитие в человеке, мотивацию на творчество.
Формирование мотивации профессиональной деятельности является также наиболее проблемной частью в сфере педагогики, так как учебный процесс, обладая высокими показателями, формирует успех исполнения качества и эффективности данного процесса.
Мотивы профессиональной деятельности студентов определяются как отношение самих учащихся к решению поставленных для них задач, которые воплощаются в результате эффективности учебной деятельности.
Сформированность мотивации является необходимым качеством для учащихся, потому что является залогом достижения, как для общемировоззренческой интерпретации образовательного содержания результатов, так и на личностном содержании. С дидактической точки зрения, отсутствие развития мотивации влечет за собой последствия: неумение целесообразно формировать правильное обучение, осуществлять организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Проблема педагога, у которого имеется комплекс определенных техник для осуществления формирования мотивации, к сожалению, в настоящее время малоэффективы или не работают совсем. Поиск информации для решения проблемы мотивации профессиональной деятельности обучающихся, является единственным ключом, который может дать ответы по данной проблеме.
Определяя данную концепцию по проблеме формирования мотивации, можно сделать вывод о том, что она проявляется со стороны педагогов с дефицитом знаний в мотивационной сфере деятельности обучающихся, а также со стороны системы педагогического образования.
Полноценная подготовка к профессиональной деятельности учащихся является главным компонентом для личностного развития, фундаментом которого является мотивация к профессиональной деятельности.
Цель исследования: исследовать специфику и педагогическую структуру развития мотивации профессиональной деятельности студентов.
Объект исследования: мотивация профессиональной деятельности.
Предмет исследования: совокупность педагогической структуры развития мотивации профессиональной деятельности студентов.
Гипотеза: мотивация к профессиональной деятельности у студентов будет эффективна с условиями если:
- выявлена главная роль и содержание мотивации в системе образования;
- сделана диагностика мотивации профессиональной деятельности у обучающихся студентов;
- составлена, положительно предопределенна в теории и может быть применима на практике, программа, основанная на развитии мотивации профессиональной деятельности студентов.
Задачи:
- провести анализ источников теоретической части, о проблеме мотивации профессиональной деятельности студентов;
- организовать программу диагностики, о мотивации профессиональной деятельности студентов;
- создать и организовать программу, мотивации профессиональной деятельности студентов.
Теоретико-методологической основой исследования: теория мотивации: (Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, С.Г. Струмилина, А.Ф. Журавского, А.К. Гастева, В.А. Ядова, В.П. Рожина, А.Г. Здравомыслова); теория деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн); теория личности (А.Г. Маслоу, З.А. Фрейд , К.Г. Юнг, Д.А. Келли, С.Л. Рубинштейн, Э. Кречмер, Э.Л. Торндайк).
Методы исследования:
- провести анализ проблемы теоретической части исследования, из раздела дисциплин психологии и педагогики, мотивации профессиональной деятельности;
- объединить, обобщить, сопоставить, проанализировать данные, полученные в процессе выявленных результатов во время исследования;
- провести исследовательский эксперимент на основе педагогики, позволяющие изучить эффективность новых форм и приемов;
- осуществить проведение психодиагностических методов (тесты, анкеты, опросы, социометрия, интервью, беседа);
- раскрыть использование в исследовании статистической обработки полученных результатов.
Методики исследования:
- мотивация учебной деятельности: уровни и типы разработка И.С. Домбровской;
- методика изучения мотивов учебной деятельности студентов модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным;
- методика изучения мотивов учебной деятельности студентов педагогических специальностей адаптированная М.М. Калашниковой, В.Н. Косыревым, О.В. Щекочихиным.
Выборка исследования: в данном исследовании принимали участие студенты 1 курса в количестве 2 групп факультета психологии и педагогики. Общее количество студентов в исследовании 40 человек.
Структура работы:
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении формируется актуальность проблемы исследования, описывается факты, результаты, данные, которые были теоретически или экспериментально обоснованы в исследования; формулируются положения, выносимые на защиту, определяется и оговаривается подлинность выявленных результатов.
В первой части главы «Теоретической части по основам мотивации профессиональной деятельности студентов» выявлены понятия в исследовании и обоснована теоретическая основа; определены условия и специфика развития мотивации профессиональной деятельности студентов.
Во второй части главы «Исследование мотиваций профессиональной деятельности студентов в педагогической сфере» обследована роль развития мотивации к обучению; создана программа, позволяющая развивать мотивацию к профессиональной деятельности студентов.
В части заключения обобщаются основные выводы.
Глава 1. Теоретическая часть по основам мотивации профессиональной деятельности студентов
1.1 Основная проблема мотивации в современном мире обучающихся студентов
В современном мире сферы общества, мотивация является одной из востребованных вопросов в исследовании педагогического состава, на который пока невозможно найти истинного ответа.
Начиная с развития мотивации, люди обычно оценивают данным образом тем, что чем ниже оценка, тем соответственно ниже мотивация. Эффект от формы оценивания не сможет сформировать в обучении учащегося активное проявление деятельности как субъекта. Выдающийся смысл, который направит обучающегося на активную мотивацию, это его осознанный смысл, который полностью фокусирует свое внимание на обучение.
В современных учебных заведениях вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования [11].
Успех человека в любой деятельности во многом зависит от его способности и желания достичь определенных результатов, т.е. от мотивации. Проблема мотивации, мотивов поведения и действий является одной из самых актуальных в образовании и психологии [4].
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Чем более внутренне мотивированными являются ученики, тем больше у них интереса к обучению, концентрации, настойчивости, усилиям, участию и благополучию, тем более позитивными они являются, предпочитают более сложные задачи и с большей вероятностью будут физически активны вне уроков [4].
Вопросы по изучению сущности и проблемы мотивации были предметом многих ученых в их исследованиях
Фрагмент для ознакомления
3
Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости студентов / Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону.: Педагогика, 2020. – 152 с.
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. - Улан Удэ : Изд во ВСГТУ, 2019. – 516 с.
3. Баркунова, О. В. Психолого-педагогические условия сопровождения формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 2. – С. 86-90.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 2021. – 285 с.
5. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и студентов / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. – М. : Педагогика, 2020. – 396 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2019. – 412 с.
7. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости / А. А. Бударный. – М.: Просвещение, 2020. – 405 с.
8. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В.А. Гейко – Начальная школа, 1999. – с. 98
9. Глухова, Н. П. Применение игровых технологий как средство повышения учебной мотивации // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – № 5(45). – С. 274-281.
10. Данилов, М. А. Процесс обучения в высшем учебном заведении \ М. А. Данилов, под ред. Г. Ф. Морозова. – М.: Учпедгиз, 2020. -148 с.
11. Иванова, И. А. Внеклассная работа как условие успешного развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства : Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: НГПУ, 2020. – С. 60-61.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2021. – 496 с.
13. Кожурова, А. А. Применение кейс-технологий как средство развития мотивации к учению // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 60-4. – С. 212-215.
14. Колпакова, А. Н. Формирование мотивации достижения учащихся // Ученые записки Новгородского государственного университета. – 2019. – № 5(17). – С. 18-44.
15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М..: Академический Проект; Трикста, 2021. – 184 с.
16. Ломоновская, Г. А. Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов // Научный альманах. – 2019. – № 11-1(61). – С. 168-171.
17. Ломоновская, Г. А. Повышение мотивации к обучению учащихся // Научный альманах. – 2019. – № 11-1(61). – С. 168-171.
18. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 2019. – 133 с.
19. Селюкова, Е. А. Работа по повышению учебной мотивации // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития : Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: «ОМЕГА САЙНС», 2021. – С. 181-185.
20. Семенова Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2019. - № 6. - С. 185–194
21. Уткин, Э. А. Мотивационный менеджмент / Э. А. Уткин. – М. : Экнос, 2020. – 371 с.